Финансирование образования в России необходимо увеличивать до 7% ВВП – какие проблемы образования явно на это указывают?
17 февраля 2025
Бюджетные расходы на одну из самых ключевых сфер, от которой зависит будущее нашей страны, сегодня составляют не больше 1-2% годового ВВП, в последние годы доля национальных трат на образование продолжает снижаться.
Сейчас в Правительстве и Государственной Думе обсуждается проект Стратегии развития образования в Российской Федерации – власть планирует развитие образовательной системы на годы вперёд. И у нас к Правительству есть несколько острых вопросов.
1) Единый государственный экзамен: на протяжении многих лет мы указывали на проблемы ЕГЭ: он был тесно завязан на Болонскую систему, от который Россия отказалась, но сам экзамен остался. Экзамен по-прежнему снижает качество и доступность высшего образования, система вынуждает родителей тратить сотни тысяч рублей для оплаты услуг репетиторов, сам ЕГЭ при этом оторван от школьной программы, но именно он стал целью и смыслом школьного образования, а не универсальным инструментом оценки знаний.
#СРЗП выступает за отмену ЕГЭ, многие депутаты из других фракций разделяют нашу позицию, и нас интересует, как в министерстве собираются решать острейшую проблему единого госэкзамена. Нас также интересует, собирается ли министерство предусмотреть в Стратегии развития образования возможность плавного перехода от ЕГЭ к более гибкой и глубокой системе экзаменов, основанной на классических подходах традиционного российского и советского образования.
2) Целый блок вопросов касается социального положения педагогов. Это же очевидно, что они должны пользоваться почетом и уважением в обществе, получать высокую зарплату, но пока, чтобы хоть как-то свести концы с концами, учителя вынуждены пахать на несколько ставок. В связи с этим нас интересует, что собирается делать министерство для повышения материального благополучия учителей. Наша партия вносила предложения о фиксации зарплаты педагогов на уровне 200% от средней региональной, мы также выступаем за расширение социальных льгот для педагогов, и партия будет добиваться этих решений.
3) Отдельного внимания заслуживает проблема высокой нагрузки на школьников. Нас интересует, планирует ли министерство просвещения пересмотреть учебные планы для оптимизации нагрузки и внедрения новых методик, способствующих снижению стресса у школьников? – отметил руководитель фракции.
Наконец, нас интересует, какая модель финансирования заложена в Стратегии развития образования до 2036-2040 годов. Мы неоднократно предлагали увеличить расходы до 6-7% ВВП – сейчас этого даже близко нет, и важно понять, в какие сроки кабмин планирует увеличить расходы на одну из самых ключевых сфер, от которой зависит будущее нашей страны. Будем ждать дополнительных разъяснений и конкретных шагов.